Специфика программ социально-педагогической направленности в дополнительном образовании заключается в их ориентации на социальную адаптацию, творческое развитие, профессиональную ориентацию детей, а также повышение уровня готовности к освоению программ профессионального образования. 4
Некоторые особенности таких программ:
- Долгосрочность и многоуровневость. 14 Обычно программы включают три уровня освоения: общекультурный, углублённый, допрофессиональный. 1
- Многофункциональность. 14 Программы охватывают широкий возрастной диапазон обучающихся и позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения. 1
- Гармонизация интересов. 1 Программы обеспечивают баланс между интересами общества и каждой личности. 1
- Работа с разными категориями детей. 25 Программы разрабатываются и реализуются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 5
- Личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы. 2 Они направлены на формирование «Я-концепции» обучающихся, индивидуальное развитие личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений. 2