Специфика применения системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка заключается в следующем:
- Развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности. 2
- Включение каждого ученика в активную творческую деятельность. 2 В результате ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его. 4
- Усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности. 2
- Создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки. 2
- Выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества. 2
Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка используются, например, такие технологии:
- Проектное обучение. 1 Учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся по выбору темы, подбору и осмыслению информации, получению конкретного продукта, определению критериев оценивания. 1
- Проблемное обучение. 1 Создаётся проблемная ситуация, ученики формулируют выявленную проблему, актуализируют знания, выявляют дефициты имеющихся знаний. 1 Затем организуется поиск решения проблемы. 1
- Развитие критического мышления. 1 Создаются ситуации актуализации знаний, организуется деятельность по постановке целей обучения, а также ситуации, активизирующие деятельность по получению, усвоению и осмыслению новых знаний. 1