Специфика преподавания активного словаря детям с задержками развития заключается в том, что у таких детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слов. 1
Некоторые особенности:
- Преобладание существительных с конкретными значениями. 1 В словаре таких детей недостаточно прилагательных, обозначающих внутренние качества человека и характеристики предметов по содержанию и форме. 1
- Суженность глагольного запаса. 3 Отсутствуют многие глаголы, связанные со значением способов передвижения, нет различения форм глаголов множественного и единственного числа, форм по родам в прошедшем времени. 3
- Трудности с пониманием и употреблением приставочных глаголов. 3
- Недоразвитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения. 3
Для работы с такими детьми используют следующие методы:
- Индивидуальный подход. 2 Разработка индивидуальных программ, исходя из потребностей и возможностей каждого ребёнка. 2
- Игровая форма обучения. 2 Игра — естественная среда для ребёнка, где он может спонтанно и весело изучать новые слова и понятия. 2
- Использование наглядных средств. 2 Применение предметных картинок, иллюстраций, реальных предметов способствует лучшему усвоению материала. 2
- Развитие фонематического слуха. 2 Игры и упражнения, направленные на различение звуков и слогов, которые закладывают основу для дальнейшего изучения правильного произношения. 2
- Работа с родителями. 2 Вовлечение родителей в процесс обучения, консультации и методические рекомендации, упор на ежедневное чтение детям. 2