Согласно Л. С. Выготскому, специфика познавательного развития детей в дошкольном возрасте заключается в следующем:
- Преобладание образных форм мышления. 12 В становлении мышления важную роль играет создание системы представлений ребёнка о мире и умение оперировать образами. 1
- Ведущая роль памяти. 2 В основном она носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста под влиянием взрослого и в связи с развитием игры у ребёнка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. 24
- Эгоцентризм мышления. 24 Ребёнок оценивает любую ситуацию только со своей позиции, со своей точки зрения. 24
- Восприятие окружающего мира через призму общественного опыта. 2 Усвоение знаний происходит в определённой системе. 2
- Важность детского экспериментирования. 12 В процессе экспериментирования ребёнок открывает неизвестные ему ранее свойства и связи между предметами, которые стимулируют дальнейшее преобразование среды. 1
- Развитие знаково-символической функции сознания. 5 Дети уже способны применять знаки для обозначения различных действий, признаков, а также построения модели логических отношений между понятиями. 5