Специфика письменной и устной коммуникации в профессиональной деятельности заключается в особенностях этих форм общения.
Письменная коммуникация в профессиональной деятельности предполагает, например, создание служебных документов: деловых писем, протоколов, отчётов, справок, докладных и объяснительных записок, актов, заявлений, договоров, уставов, положений, инструкций и других. 2 Некоторые особенности письменной коммуникации:
- Возможность длительного хранения информации. 1 Письменное сообщение позволяет более рационально распределять рабочее время, так как не требует незамедлительного восприятия и мгновенной реакции. 1
- Тщательное формулирование мыслей. 1 Работая над составлением письменного текста, человек может обдумывать, приводить в порядок свои мысли и соображения, корректировать текст сообщения. 1
- Отсутствие ярких эмоциональных реакций. 1 Письменное общение сопровождается менее яркими эмоциональными реакциями и позволяет уделять большее внимание сознательному восприятию информации. 1
Устная коммуникация в профессиональной деятельности может быть монологической (приветственная речь, информационная речь, доклад) и диалогической (деловой разговор, деловая беседа, переговоры, интервью, дискуссия, совещание и другие). 2 Некоторые особенности устной коммуникации:
- Спонтанность и неподготовленность. 1 Устная речь предполагает совпадение момента произнесения речи с моментом её создания и моментом обдумывания. 1
- Использование невербальных средств. 3 В процессе устного общения обмен информацией протекает сразу по нескольким каналам: слуховому, зрительному и другим. 3 Проводниками информации становятся жесты, мимика, интонация, тон и темп речи. 3