Специфика педагогики свободы по сравнению с традиционной педагогикой заключается в акценте на развитии внутренней независимости ребёнка, на свободном выборе и приспособлении системы воспитания к личности ребёнка. 3
Некоторые особенности педагогики свободы:
- Уважение к личности каждого ребёнка. 2 Педагогика свободы провозглашает человека высшей ценностью общества, признаёт его уникальную природу, уважает достоинство, индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы каждого отдельного ребёнка. 3
- Отказ от принуждения. 2 Дети в процессе воспитания не должны чувствовать унижения или принуждения со стороны взрослых. 2 Принуждать детей к чему-либо должны не взрослые, а обстоятельства. 2
- Саморегуляция. 2 Ребёнку не навязывают те знания и умения, которые, по мнению взрослых, ему необходимы. 2 Ребёнок сам выбирает и стремится формировать те умения и навыки, которые ему больше всего нужны и интересны. 2
- Свобода творчества. 3 В свободном воспитании большое значение отводят творчеству — танцам, музыке, песням, рисованию и т. д.. 2
- Субъект-субъектные отношения. 4 Педагогический процесс строится на сотрудничестве, сотворчестве взрослого и ребёнка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. 4