Специфика формирования проектировочных компетенций у педагогов заключается в том, что проектировочная компетентность не возникает самостоятельно, её необходимо специально формировать. 2
Некоторые особенности этого процесса:
- Индивидуальный характер. 3 Проектировочные умения у каждого специалиста формируются индивидуально, но для возникновения компетенции нужна хорошо разработанная программа её становления. 3
- Необходимость знания законодательства. 3 Для эффективного проектирования работы педагогу нужно знать образовательные стандарты, описанные в законодательных актах. 3
- Изучение потребностей общества. 3 Перед тем как начать проектировать педагогический процесс или систему, педагогу следует тщательно изучить потребности общества в образовании. 3
- Развитие ключевых компетенций. 1 Для успешной реализации проектной деятельности педагогу нужно развить, например, компетенции самоменеджмента (умение планировать, организовать, мотивировать себя), коммуникативные компетенции (умение строить эффективные отношения с детьми, родителями, коллегами), компетенции творчества и креативности (умение генерировать идеи, находить нестандартные решения), компетенции анализа и оценки (умение критически анализировать свою работу, результаты проекта). 1
- Использование различных форм обучения. 15 Для формирования проектировочных компетенций у педагогов применяют мастер-классы, тренинги, профессиональные конкурсы и конференции. 1
- Вовлечение родителей. 1 Важно вовлечь родителей в проектный процесс, информировать их о целях, задачах и этапах реализации проекта. 1
Сформированная проектировочная компетентность у педагогов даёт возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное — повышать качество образования. 2