Специфика формирования абстрактно-логического мышления у детей младшего школьного возраста заключается в постепенном переходе от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. 13
В начале этого периода доминирует наглядно-образное мышление, дети дают характеристику предметам, опираясь на внешние признаки. 2 В первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами. 15
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. 15
Некоторые особенности формирования абстрактно-логического мышления:
- Развитие способности логически размышлять, делать выводы и умозаключения. 3 Если первоклассники и второклассники приводят аргументы в доказательство, используя аналогию и реальные факты, то дети 3–4 классов могут дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. 3
- Выделение категории признаков. 3 Учащиеся 1 класса выделяют наиболее заметные, наглядные признаки. 3 Начиная со 2 класса, внимание детей направлено на признаки, отражающие связи и отношения между предметами и явлениями. 3 В 3–4 классах обучающиеся уже устанавливают причинно-следственные связи, выделяют более узкие и более широкие понятия. 3
- Развитие анализа идёт от практически-действенного к чувственному и далее к умственному. 3 Этот процесс развивается стремительнее, чем синтез. 3
- Мыслительная деятельность выражается в сравнении, которое идёт от несистематического к плановому, и сопоставлении. 3 Основой для сравнения выступает наблюдение. 3 Младшие школьники сначала сравнивают предметы по представлениям, а затем абстрактные понятия. 3
Особенности развития логического мышления у каждого ребёнка разные, поэтому учителю необходимо выстраивать процесс развития логики, применяя индивидуальный подход. 3