Системный подход в педагогическом процессе заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. 1
Этот подход предполагает отношение к педагогике как к системе — совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. 12
Основные принципы системного подхода:
- Целостность. 2 Все элементы системы представляют собой единое целое и подчинены общим принципам, целям и задачам. 2
- Иерархичность. 2 Это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определённое значение и подчинён другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. 2
- Структуризация. 2 Это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определённым признакам. 2 Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. 2
- Множественность. 2 Предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом. 2
Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. 2