Системно-ориентационный подход в психолого-педагогическом сопровождении предполагает, что развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. 45
Некоторые особенности этого подхода:
- Опора на внутренний потенциал развития субъекта. 24 Подразумевает право человека самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. 24
- Использование понятия ориентира. 2 Ориентиры — это ценности, общественные установки, привязанности, привычки, которые помогают осознать значение ситуации выбора и дают основание для самоопределения. 2
- Помощь в формировании ориентационного поля. 24 Это целостное объединение различных ориентиров, за действия в котором несёт ответственность сам субъект развития. 2
Согласно системно-ориентационному подходу, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. 3