Синергетический подход в педагогике заключается в стимулирующем или побуждающем воздействии на субъект с целью его самораскрытия и самосовершенствования, самоактуализации в процессе сотрудничества с другими людьми и с самим собой. 1
Основные принципы синергетического подхода:
- Принцип нелинейности и открытости всех мировых систем. 35 Все системы способны обмениваться энергией, информационными данными, веществами с окружающей средой, поэтому являются открытыми и нелинейными и функционируют на базе процессов самоорганизации и саморазвития. 35
- Принцип хаотичности. 35 Хаос является механизмом построения системы, поскольку он способствует объединению простых элементов в сложное системное строение. 35
- Принцип жизнедеятельности. 35 Саморегулирующиеся системы должны быть как устойчивыми и способными к противодействию внешних факторов, так и функционировать на основе протекания случайных, неустойчивых процессов. 35
- Принцип признания последовательного развития системных процессов. 35 Система функционирует по конкретной логике и алгоритму, представляющему определённую поэтапность действий. 35
- Принцип резонансного воздействия на все системные элементы. 3 Внешнее воздействие на систему и её отдельные элементы должно согласовывать с внутренними характеристиками и особенностями её функционирования. 3
- Принцип недопущения закрытия системы. 3 Система должна иметь открытый характер, чтобы принимать внешнюю энергию и позволять внедрять в себя новаторские разработки. 3