Согласно концепции Л. С. Выготского, роль знаков и орудий в развитии высших психических функций заключается в том, что они выступают в качестве психологических средств, которые помогают человеку овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. 25
Орудия направлены «вовне», на преобразование действительности. 1 Например, человек овладел природой с помощью орудий, что наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. 2
Знаки, в свою очередь, направлены «вовнутрь»: сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. 1 Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. 2 Такие знаки-символы выступают пусковыми механизмами высших психических процессов, то есть выполняют роль психологических орудий. 2
Таким образом, овладение знаками меняет протекание и структуру психических функций. 4 Знаковое опосредование позволяет «удваивать опыт»: представлять результаты деятельности, сознательно планировать действия, вычленять и обобщать сенсорный опыт. 4