Согласно концепции Л. С. Выготского, роль взрослого в развитии ребёнка заключается в том, что он выступает как носитель культурных форм и посредник, помогающий ребёнку усвоить культурно-исторический опыт. 5
Некоторые аспекты роли взрослого:
- Открытие ребёнку правил употребления различных орудий. 1 Взрослый раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий. 1
- Создание «зоны ближайшего развития». 35 В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым. 3
- Поддержка ребёнка. 2 Задача взрослого — поддерживать ребёнка во всех его начинаниях и стремлениях, проявлять стойкость духа и терпение. 2
Таким образом, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым, и взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. 3