Роль слова в формировании понятийного мышления заключается в том, что ребёнок усваивает значения слов в процессе речевого общения со взрослыми. 1 Он не выбирает значение слова, а только следует за речью окружающих, усваивая уже установленные и данные ему в готовом виде конкретные значения слов. 1
Центральным моментом формирования понятийного мышления является функциональное употребление слова, с помощью которого ребёнок начинает произвольно управлять собственными мыслительными операциями. 2
Чтобы уметь относить конкретный объект к заданному взрослым классу или конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные, дети должны знать обобщающие слова. 4 Только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классификации. 4
По мере употребления слов при решении задач, выполнении различных упражнений, ученик устанавливает их связи с другими понятиями, очерчивает область применения, конкретизирует их значение, символы и слова наполняются смыслом. 5