Роль рефлексии в профессиональном развитии педагога заключается в следующем:
- Осмысление профессионального опыта. 12 Рефлексия помогает педагогу использовать не сам по себе опыт, а мысль, выведенную из него. 2 Соединение опыта и рефлексии даёт ключ к развитию профессионального мастерства: «опыт + рефлексия = развитие». 12
- Формирование ведущих идей. 1 Они направляют практическую деятельность педагога и складываются как продукт осмысления им своего опыта и опыта коллег. 1
- Повышение «чувствительности» к проблемам профессиональной реальности. 2 Потенциал практического мышления педагога обогащается авторскими стратегиями, что позволяет ему принимать наиболее эффективные решения. 2
- Профилактика негативных явлений. 1 Рефлексия помогает предотвратить ранние «педагогические кризисы» и «педагогическое истощение», обнаружить профессиональные проблемы в собственном опыте, «расшатать» негативные профессиональные стереотипы. 1
- Формирование профессионального самосознания. 25 Способность педагога анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его психологической зрелости. 25
- Оформление и консолидация «Я-концепции». 5 Рефлексия способствует динамичности содержания «Я-концепции» педагога и поддерживает её стабильность. 5
Таким образом, рефлексия является одним из основных механизмов развития профессиональной деятельности и личностного самосовершенствования педагога. 3