Роль проблемных ситуаций в развитии научного знания заключается в том, что они указывают на ограниченность прежней стратегии исследования и стимулируют эвристический поиск. 1
Некоторые другие аспекты влияния проблемных ситуаций на развитие научного знания:
- Выявление затруднений между новыми фактами и старыми объяснениями. 2 Это несоответствие между элементами нового и старого знания называют диалектическим противоречием. 2 Оно характеризует процесс развития познания, необходимость перехода на новый уровень объяснения. 2
- Импульс рефлексивному мышлению. 1 Интеллектуальный процесс, рождённый проблемными ситуациями, направляется на организацию поиска решения. 1
- Стимулирование научного поиска. 2 Выдвижение проблем, рассчитанных на перспективу, способствует выявлению точек роста научного знания в актуальных областях науки. 2
- Стимуляция пересмотра оснований, в рамках которых проблема возникла и была поставлена. 1 Это предполагает новый уровень научной рефлексии и приводит к развитию научного познания. 1
Таким образом, проблемные ситуации выступают необходимым условием для дальнейшего развития устоявшегося теоретического знания, для выхода за его пределы, перехода к новому знанию. 3