Роль предметно-пространственной среды в инклюзивном образовании заключается в создании благоприятных условий для развития детей с учётом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей. 2
Некоторые аспекты роли такой среды:
- Стимуляция развития. 4 Среда должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. 3
- Создание комфортной среды. 4 Для детей с ограниченными возможностями здоровья важна стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надёжности и защищённости. 5
- Поддержка самостоятельности и исследования. 4 Среда должна предоставлять возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. 4
- Индивидуализация. 4 Среда создаётся с учётом возможностей, уровня активности и интересов каждого ребёнка, поддерживает формирование его индивидуальной траектории развития. 4
- Формирование атмосферы сотрудничества и взаимодействия. 4 Игра создаёт условия для неформального общения детей со сверстниками и взрослыми, предоставляет им полную свободу действий. 5
- Коррекционно-реабилитационная направленность. 1 Среда должна обеспечивать все необходимые условия для эффективной коррекции нарушений развития у детей и их психолого-педагогической реабилитации. 1