Познавательные процессы играют важную роль в формировании таланта и гениальности, так как уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации, а также результативность взаимодействия человека с окружающей средой. 2
Талант обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и проявляется в создании значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни. 5 Талант является способностью, присущей от рождения, но раскрывается постепенно, с приобретением определённых навыков или опыта. 2 Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. 2
Гениальность считается высшим уровнем развития у человека способностей. 5 Она проявляется как практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. 5 Гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей. 5
Чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. 2 Например, для одарённых детей характерны особые, так называемые «сензитивные» периоды познания, когда они буквально «впитывают» в себя всю информацию из внешнего мира. 5