Роль мыслительных действий в процессе обучения заключается в том, что они помогают:
- Познавать сущность вещей и явлений. 1 Решая мыслительные задачи, ученик размышляет, делает выводы и открывает законы связи, а затем на этой основе преобразует мир. 1
- Делать обобщения и выводы. 24 Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. 2
- Планировать деятельность. 2 В процессе решения учебной задачи ученик представляет результаты своих действий, предусматривает будущий конечный результат, планирует последовательность действий и средства достижения цели. 2
Некоторые мыслительные действия, которые играют важную роль в процессе обучения:
- Сравнение. 3 Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или различные признаки. 3
- Абстрагирование. 3 Помогает выделить сходные признаки из совокупности других свойств и обозначить их конкретным словом или понятием. 3
- Классификация. 3 Позволяет установить родовидные отношения в многообразии предметов и явлений. 3
- Обобщение. 3 Способствует группировке полученных знаний и проделанных мыслительных операций, в ходе которых формулируются выводы и обобщения. 3