Роль монады в философской системе Лейбница заключается в том, что монады служат основаниями существующих явлений, или феноменов. 1 Они просты и не содержат частей, их бесконечно много. 13 Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой, двух абсолютно тождественных монад не существует. 13 Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов. 1
Согласно Лейбницу, монады являются самостоятельными и самодеятельными силами, которые приводят все материальные вещи в состояние движения. 1 Монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный — физический космос. 1
В философской системе Гуссерля монада обозначает сложное устройство структур сознания и самого трансцендентального субъекта. 24 Гуссерль вводит понятие ego как монады, заимствуя термин у Лейбница. 1 Я как монада — это «эго, взятое в полной конкретности», «в текущем многообразии своей интенциональной жизни» — не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. 1
Таким образом, у Лейбница монады выступают как мирообразующий массив, а у Гуссерля — как атомы социума, которые формируют ландшафт действительности и обладают определённой иерархией. 4