Роль медиатора в разрешении педагогических конфликтов заключается в следующем:
- Обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования конфликта через признание и взаимное удовлетворение законных интересов и требований, потребностей, достижение соглашения о примирении. 1
- Содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий урегулирования спора. 1
Медиатор помогает участникам конфликта рассмотреть ситуацию с разных ракурсов, выслушать мнения друг друга и наладить общение. 2 Он не решает, кто прав, а кто виноват, его задача — организовать процесс эффективного обсуждения проблемы. 4
Некоторые роли медиатора в процессе урегулирования конфликта:
- Оценщик конфликтов. 3 В этой роли медиатор должен обдуманно и тщательно изучить все аспекты спора с точек зрения обеих спорящих сторон. 3
- Активный слушатель. 3 Медиатор должен активно слушать, чтобы усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую. 3
- Беспристрастный организатор процесса. 3 Медиатор помогает в установлении основных правил, задаёт тон процесса, поддерживает корректные отношения между сторонами, удерживает их в рамках процесса, обеспечивает и поддерживает психологическую удовлетворённость каждой из сторон. 3
- Генератор альтернативных предложений. 3 В этой роли медиатор может помочь спорщикам найти иные решения, которые, в конечном итоге, могут послужить спасению репутации одной из сторон. 3
- Расширитель ресурсов. 3 В этой роли медиатор снабжает участников спора необходимой информацией или помогает им разыскать эту информацию. 3
- Помощник в выработке сторонами окончательной договорённости. 3 В этой роли медиатор должен удостовериться, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании. 3
- Обучающий процессу партнёрских переговоров. 3 В этой роли медиатору надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество. 3