Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, роль культуры в развитии высших психических функций заключается в том, что психические процессы возникают на основе использования разнообразных средств, выработанных в ходе исторического развития человечества. 1
Некоторые аспекты роли культуры:
- Использование «психологических орудий». 4 Развитие мышления и других психических функций происходит не через их саморазвитие, а через использование ребёнком системы знаков-символов, таких как язык, письмо, система счёта. 4
- Овладение общественным опытом. 3 Форма психического развития ребёнка — овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. 3
- Социальная природа высших психических функций. 34 Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу — «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». 4
- Формирование психологических структур. 25 В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психических процессов. 5