Роль функциональных компонентов в педагогической системе заключается в том, что они отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяют логику его развития и совершенствования. 2
Некоторые функциональные компоненты педагогической системы и их роль:
- Гностический (исследовательский). 1 Характеризует профессиональные знания и умения педагога, включает действия, связанные с приобретением новых знаний о педагогической системе. 1
- Прогностический. 1 Включает умения, которые связаны с процессом получения опережающей информации о результатах педагогических действий. 1
- Проектировочный. 5 Отвечает за перспективное планирование учебно-воспитательного процесса, направленного на целостное развитие личности. 5
- Конструктивный. 5 Включает действия по отбору и композиционному построению содержания учебной и воспитательной информации. 4
- Коммуникативный. 45 Отвечает за установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогом и учащимся. 4
- Организаторский. 45 Включает действия по реализации педагогического замысла конкретной организацией взаимодействий. 4
- Оценочный. 1 Интегрирует две взаимосвязанные функции: педагогическое управление учебно-познавательной деятельностью и рефлексивное самоуправление профессиональными действиями. 1
Таким образом, функциональные компоненты характеризуют педагогические системы в действии и обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса. 4