Роль федерального центра в развитии системы образования заключается в следующем:
- Нормативно-правовое регулирование. 1 На федеральном уровне принимаются базовые законы, утверждаются образовательные стандарты. 1
- Формирование образовательной политики. 1 Стратегию разрабатывают Минфин, Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзор, а её основные направления фиксируют в конкретных нацпроектах и госпрограммах. 1
- Контроль и надзор в образовании. 1 Государство проверяет учебные заведения, следит за соблюдением законов и стандартов, за качеством образования. 1
- Развитие кадрового потенциала. 1 Для этого государству помогают программы повышения квалификации для учителей и преподавателей, их аттестация, поддержка молодых специалистов — дополнительные стимулирующие выплаты, льготы, гранты. 1
Роль субъектов РФ в развитии системы образования заключается в следующем:
- Разработка и реализация региональных программ развития образования. 3 Они учитывают региональные социально-экономические, экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности субъектов РФ. 3
- Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов РФ, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций. 3
- Обеспечение финансирования школ, детских садов, колледжей. 1
- Контроль качества образования. 1 Например, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные выплаты учителям или финансировать строительство новых школ. 1
Федеральный центр и субъекты РФ постоянно взаимодействуют между собой: федеральный центр определяет общие «правила игры», регионы адаптируют их под местную специфику. 1 Это позволяет эффективно решать задачи развития отрасли с учётом как федеральных приоритетов, так и местных особенностей. 1