Роль экспериментов Эдварда Ли Торндайка в развитии современной педагогики заключается в том, что они продемонстрировали, как закономерности поведения можно изучать, анализировать и использовать для обучения как животных, так и людей. 1
Некоторые достижения Торндайка и их влияние на педагогику:
- Разработка методики обучения методом проб и ошибок. 13 Торндайк наблюдал, как кошки учатся выбираться из коробок-головоломок. 12 Он заметил, что с каждой новой попыткой животные всё быстрее находили правильное решение. 1 Этот процесс он описал как обучение методом проб и ошибок: животные запоминали успешные действия и постепенно исключали те, которые не приводили к результату. 1
- Формулировка законов обучения, которые легли в основу бихевиористского подхода. 12 Например, закон упражнения гласит, что усвоенное поведение становится устойчивым благодаря практике, но может исчезнуть при её отсутствии. 1 Закон эффекта утверждает, что поведение закрепляется или подавляется в зависимости от последствий: действия, которые приводят к приятным результатам, с большей вероятностью повторятся, тогда как поведение, вызывающее неприятные последствия, будет прекращено. 1
- Введение понятий «подкрепление» и «наказание» как ключевых факторов в формировании поведения. 4
- Разработка методов количественного анализа поведения, что позволило сделать психологию более научной и объективной. 4
Многие стратегии бихевиористской психологии, основанные на принципах Торндайка, продолжают активно использоваться в обучении до сих пор. 2