Роль двигательных представлений в обучении речевой деятельности заключается в том, что существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. 1
Некоторые аспекты влияния движений на развитие речи:
- Физиологическое воздействие. 1 При движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. 1 Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создаёт благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции. 1
- Психологическое воздействие. 1 Двигаясь, ребёнок получает больше возможностей познавать окружающий мир. 1 Любознательность влечёт за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. 1
- Подготовка артикуляторных органов. 1 Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. 1
- Формирование чувства ритма. 2 Основа для формирования речи — не словарь, а ритм, мелодика. 2 Чувство ритма формируется в двигательной деятельности, а ещё лучше в упражнениях на речь с движением. 2
Один из способов взаимодействия движений и речи — логоритмика. 1 Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. 15