Роль детского самоуправления в воспитательном процессе заключается в том, что оно позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка. 13
Некоторые аспекты роли детского самоуправления:
- Развитие управленческих умений. 1 Участвуя в самоуправлении, дети учатся анализировать ситуации, предвидеть последствия своих действий, оценивать ситуацию и находить оптимальное решение. 1
- Формирование моральных качеств. 1 Выступая в роли организаторов, дети приобретают личную ответственность за общее дело, глубокую преданность общим задачам. 1
- Развитие инициативы. 1 Участие в самоуправлении развивает в детях постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. 1
- Формирование гражданской позиции. 2 Работа в органах самоуправления способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим. 2
- Помощь педагогу. 3 Самоуправление рушит определённые барьеры между учителем и учеником, ведь дети друг другу через занимательные мероприятия могут объяснить лучше, нежели лекции и нравоучения педагога. 3
- Влияние на школьную политику. 2 Полноправное самоуправление даёт ребятам рычаги влияния на школьную политику, на принятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни. 2