Роль анализа и обобщения в изучении передового педагогического опыта заключается в том, чтобы превратить разрозненные факты в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности. 5
Анализ предполагает мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. 13 В процессе анализа изучают, например:
- Педагогические задачи. 13 Нужно выяснить, какие именно задачи поставил перед собой педагог. 13
- Содержание обучения. 13 Необходимо установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам. 13
- Деятельность педагога. 13 Нужно обратить внимание на соответствие деятельности педагога поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. д.. 13
- Деятельность детей на занятиях. 13 Важно установить, как дети относятся к занятиям (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно). 13
- Материальное оснащение деятельности педагога и детей. 13 Нужно установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д.. 13
- Внешние условия, в которых происходит обучение. 1 Следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. 1
Обобщение предполагает выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. 3 В процессе обобщения формулируют сущность и ведущую идею опыта, раскрывают условия, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог, определяют границы применения опыта и его практической значимости для других педагогов. 13
Таким образом, анализ и обобщение помогают повысить качество воспитательно-образовательной работы и профессиональный уровень каждого педагога, а также придать повседневному труду педагогического коллектива творческий характер. 2