Разница между субъективными и объективными факторами в учебном процессе заключается в том, что субъективные факторы связаны с индивидуальными особенностями учащихся, а объективные — с внешними условиями, которые влияют на процесс обучения. 12
Субъективные факторы включают в себя, например:
- знания и профессиональные способности учащихся; 2
- мотивацию обучения; 2
- работоспособность; 2
- нервно-психическую устойчивость; 2
- темп учебной деятельности; 2
- утомляемость; 2
- психофизические возможности; 2
- личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность); 2
- способность адаптироваться к социальным условиям обучения. 2
Объективные факторы — это, в частности:
- среда жизнедеятельности и учебного труда учащихся; 2
- возраст, пол; 2
- состояние здоровья; 2
- общая учебная нагрузка; 2
- отдых, в том числе активный. 2
Для каждого учащегося свой собственный набор субъективных и объективных факторов, которые влияют на учебный процесс. 1