Разница между информационно-справочными и активными методами профессиональной ориентации заключается в их целях и характере.
Информационно-справочные методы направлены на информирование о социально-экономических характеристиках различных профессий. 1 Они помогают людям получить представление о текущей ситуации на рынке труда, уровнях заработной платы и перспективах развития в выбранной сфере. 1 К таким методам относятся, например:
- Профессиограммы — подробные описания востребованных профессий, включающие перечень необходимых навыков и знаний. 1
- Справочная литература — специальные издания, в которых в краткой и понятной форме даются характеристики профессий. 3
- Информационно-поисковые системы (ИПС) — позволяют оптимизировать поиск профессий, учебных заведений и мест работы. 3
Активные методы призваны познакомить молодых людей с профессиями «изнутри». 7 Такие методы не просто позволяют найти проблему в профессиональном определении подростка, но и дают ему всю необходимую базу информации для её решения. 4 К активным методам относятся, например:
- Профессиональные пробы — человеку дают возможность поучаствовать в процессе работы, берут на «стажировку», где он непосредственно знакомится с профессией, выполняя конкретные действия под руководством наставника. 7
- Деловые игры — интерактивные занятия, в рамках которых моделируются разнообразные рабочие ситуации из различных профессиональных сфер, и ребятам предлагают попробовать свои силы в решении задач, максимально приближённых к реальным условиям труда. 7
- Психологические тренинги — могут быть направлены как на сам процесс выбора профессии, так и на выработку полезных профессиональных навыков: коммуникативных, творческих, интеллектуальных и многих других. 7