Разница между функциональным и пассивным повторением в процессе обучения заключается в способе восприятия материала. 12
Функциональное повторение заключается в том, что ученик самостоятельно, без восприятия впечатлений от внешнего мира, воссоздаёт в себе следы ранее воспринятых представлений. 12 Например, после прочтения материала ученик закрывает книгу и пытается повторить его по памяти. 1
Пассивное повторение заключается в том, что учащийся снова воспринимает то, что уже воспринимал прежде. 12 Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе происходит «узнавание» знакомого материала, что создаёт иллюзию знания. 4 На самом же деле материал не закрепляется в памяти. 4
Таким образом, функциональное повторение более эффективно пассивного, и способные ученики интуитивно предпочитают его. 1