Разница между экспериментированием, организованным взрослым, и самостоятельным исследованием ребёнка заключается в том, что в первом случае ребёнок получает результаты, которые были заранее определены взрослым, а во втором — активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. 15
Экспериментирование, организованное взрослым, предполагает, что взрослый выделяет существенные элементы ситуации и обучает ребёнка определённому алгоритму действий. 12 Ребёнок знакомится с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности. 2
Самостоятельное исследование ребёнка, в свою очередь, позволяет ему создавать модель естественнонаучного явления, обобщать полученные результаты, сопоставлять их, классифицировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. 24
При этом эти два вида деятельности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. 5 Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные. 5