Противоречивость и сложность взаимоотношений между учителями и учениками в школьной системе могут проявляться по разным причинам, среди которых:
- Разный социальный статус. 23 Поведение участников конфликта определяется их положением: учитель — профессионал, ученик — формирующаяся личность. 2
- Разница в жизненном опыте. 23 Это влияет на степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов. 2
- Разное понимание событий и их причин. 23 Конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному. 2
- Психологическая несовместимость. 1 Она может проявляться в противоречии жизненных ценностей и идеалов, мотивов, социальной принадлежности, неудачном сочетании темпераментов и характеров. 1
- Завышенные требования учителя. 13 Например, предъявление оценок в качестве средства наказания для нарушителей дисциплины. 3
- Психологические барьеры. 5 Они отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учеников. 5
- Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося. 4 Невнимание к этим ожиданиям может порождать негативное отношение к самому учителю и его предмету, приводить к острым конфликтам. 4
Взаимодействие между учителями и учениками осложняется нежеланием понять друг друга, психологическими барьерами и стереотипами, что приводит к конфликтам. 5