Противоречие как движущая сила образовательного процесса заключается в противоречии между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся. mybook.ru cyberleninka.ru
Некоторые примеры противоречий, которые способствуют совершенствованию обучения:
- Противоречие между объёмом знаний, накопленных цивилизацией, и объёмом знаний, перенимаемых учеником. mybook.ru Это противоречие содействует улучшению содержания образования, так как ни один человек не сможет усвоить весь накопленный опыт. mybook.ru
- Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. mybook.ru Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. mybook.ru
- Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. mybook.ru На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. mybook.ru Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. mybook.ru
- Противоречие между наукой и школьным предметом. mybook.ru Учитель, как правило, обладает большим объёмом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения. mybook.ru
Противоречия могут быть объективными и субъективными, внутренними и внешними. ukhtpedkol.ru Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии процесса обучения, а внешние влияют на условия разрешения внутренних противоречий и, следовательно, облегчают или осложняют самодвижение процесса обучения. ukhtpedkol.ru