Проблема абсолютизации диагностичных целей в образовании заключается в следующих аспектах:
- Противоречие между важностью и диагностичностью целей. 1 Чем важнее и глобальнее поставленная цель, тем она менее диагностична. 1 В предельных случаях оказывается, что максимально общая цель в принципе недиагностична, а абсолютно диагностичная цель не имеет никакого стратегического значения. 1
- Деформация образовательной подготовки при «обобществлении» цели. 2 Когда цель присваивается большим количеством людей, происходит разделение труда: кто-то выполняет, а кто-то измеряет и контролирует. 2 В результате школьная подготовка значительно деформируется и сокращается. 2
- Отсутствие прямой связи между успехами в образовании и жизненной успешностью. 2 Формально оцениваемое качество образования не всегда связано с жизненным успехом человека и экономическим развитием страны. 1
Для решения проблемы абсолютизации диагностичных целей в образовании предлагается, например, отказаться от попыток сформулировать единую исчерпывающую диагностичную методику оценки качества образования и предъявлять единые требования к созданию благоприятных условий для субъектов образования. 12