Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития заключается в том, что работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. 13
Этот принцип базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. 1 Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. 1
Некоторые аспекты реализации этого принципа:
- Обогащение сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развитие их речи на основе развития содержательной стороны мышления. 3
- Формирование речи осуществляется в определённой последовательности с учётом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным, от простых структур к более сложным. 3
- Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путём простого воспроизведения. 3
- Широкое привлечение наглядных средств обучения, использование методов и приёмов, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов ребёнка. 1