Принцип сотрудничества педагога с детьми заключается в совместной деятельности взрослых и детей, направленной на развитие и получение новых навыков, основанных на взаимном уважении и понимании, духовном единстве, коллективном анализе работы и её результатов. 4
Некоторые другие принципы сотрудничества:
- Обучение без принуждения. 1 Упор делается на вовлечение ребёнка в учебный процесс, совместную работу учителя и ученика. 1 Вместо подхода «делай как я говорю» используется «давай подумаем вместе, как это можно сделать». 1
- Совместная деятельность учителя и учащегося. 1 Учитель и ученик выступают не как субъект и объект, а как два субъекта одного процесса. 1 Учитель выступает более опытным партнёром, но не стоит выше ученика, поэтому школьник может смело высказывать любые идеи и одновременно чувствовать поддержку при решении сложных вопросов. 1
- Свобода выбора. 1 Самый действенный способ развить творческое мышление — дать возможность ученику самому поставить перед собой задачу, которую ему интересно решить. 1
- Обучение в зоне ближайшего развития. 1 Это осваивание тех навыков, которые ученик не может развить самостоятельно, но справляется с поддержкой педагога. 1
- Индивидуальный подход. 1 Каждый ученик получает помощь от педагога в тот момент, когда она требуется, и в нужном объёме. 1
- Уважительное отношение к учащимся. 1 Диалог учителя с учениками предполагает доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям ребят, поощрение идей и мыслей, даже ошибочных, и сотрудничество в поиске решений. 1