Принцип систематичности и последовательности в обучении предусматривает формирование знаний, умений и навыков в системе и определённом порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового. 1
Некоторые особенности этого принципа:
- Обязательное планирование учебной работы. 1 Например, после теоретических занятий проводят практические занятия, направленные на закрепление пройденного и получение навыков применения знаний в повседневной деятельности. 1
- Использование технологии «опережающего обучения». 1 На каждом учебном занятии при изучении любой учебной информации вводят понятия из предыдущей темы, тем самым осуществляя подготовку к изучению последующего материала. 1
- Постоянное повторение пройденного учебного материала. 1 Под повторением подразумевается не только воспроизведение информации, но и использование разнообразных практических методов, позволяющих повторить и закрепить изученное ранее. 1
- Деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки. 4 Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. 3
Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я. А. Коменским в труде «Великая дидактика». 1