Принцип природосообразности в воспитании по И. Г. Песталоцци заключается в ориентации воспитания на природные задатки индивида, их развитие и саморазвитие. 2
Некоторые положения этого принципа:
- Развитие личности отражает естественный ход природы. 2 Песталоцци считал, что в человеке природой заложены «силы ума, сердца и руки», которые стремятся к развитию. 1
- Воспитание должно быть гармоничным и всесторонним, ориентированным на развитие природного потенциала посредством специальной системы упражнений. 2
- В любой способности человека, дарованной ему природой, заложено желание расти и развиваться, расширять свой кругозор, свои знания и навыки. 2
- Саморазвитие человеческой личности важно не только для отдельного индивида, но и для всего общества. 2
- Основным законом обучения, по мнению Песталоцци, является использование понятий и категорий, их разъяснение, до того, как они будут применены на практике. 2
- Природосообразное воспитание начинается с семьи и продолжается в учебном заведении. 2
- Содержание образования должно отвечать человеческой природе и быть последовательным, как и само развитие человека: идти от простого к сложному. 2
- Природосообразное воспитание основывается на физическом, нравственном и интеллектуальном развитии личности в тесной связи и обусловленности законами природы. 2