Принцип опережающего обучения по Л. С. Выготскому заключается в том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой. 2 Поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. 2
Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребёнка как основную цель. 2
Опережающее обучение означает не только временное по отношению к актуальному уровню развития ребёнка опережение, но и пересмотр самого характера обучения. 1 Например, задолго до изучения какой-либо темы даются её краткие основы, чтобы педагог мягко подводил учеников даже к сложным разделам программы. 3
Учёт зоны ближайшего развития, которую выделил Л. С. Выготский, позволяет диагностировать возможности и перспективы психического развития детей, а также давать педагогические прогнозы и рекомендации. 4