Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи заключается в понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. 45
Некоторые аспекты этого принципа:
- Создание коммуникативных ситуаций. 2 Школьники включаются в реальные и искусственно созданные коммуникативные ситуации и определяют основные компоненты каждой из них (цели, мотивы, условия, участники, содержание речевого общения). 2
- Освоение всех видов речевой деятельности. 2 В процессе обучения дети изучают слушание, говорение, чтение и письмо, основные формы речи (диалог и монолог), жанры устной и письменной речи. 2
- Анализ и интерпретация текстов. 2 Дети учатся выделять основные признаки текстов, соотносить их с моделями, определять их функциональный тип, жанр, речевой стиль. 2 Это служит основой для создания собственных текстов в ходе выполнения различных речевых заданий. 2
- Мотивация языковой и речевой деятельности. 3 Реализация этого принципа обеспечивается содержанием урока, его структурой, подбором методов и приёмов, видов упражнений, формой организации деятельности. 3
- Взаимосвязь устной и письменной речи. 3 Предварительная подготовка к построению письменных высказываний — одно из условий правильной организации работы над письменной формой речи. 3
Коммуникативно-деятельностный подход способствует речевому развитию детей и конечной целью предполагает формирование предпосылок речевой идентичности. 2