Принцип доступности в педагогике заключается в том, что обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. 13 В противном случае материал не будет усвоен. 1
Некоторые аспекты принципа доступности:
- Связь получаемых знаний с теми, которые имеются в сознании ученика. 1 Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны. 1
- Учёт уровня развития познавательной сферы обучаемых. 4 Однако обучение не должно быть излишне лёгким. 4 В нём должна быть соблюдена мера психической напряжённости и неопределённости. 4
- Отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, которые отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье учащихся. 4
Принцип природосообразности в педагогике означает, что процесс обучения должен соответствовать естественному ходу развития ребёнка. 34
Некоторые аспекты принципа природосообразности:
- Учёт индивидуальных, возрастных, половозрастных и психофизических особенностей, сензитивных периодов развития. 2
- В основе воспитания и обучения лежит научное понимание социальных и природных процессов. 2