Принцип целостности и системности в коррекционной педагогике предполагает, что педагогический процесс рассматривается как система, то есть совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях и связях между собой. 2 Коррекционно-педагогическая деятельность при этом выступает элементом этой системы. 2
Некоторые аспекты принципа:
- Учёт неравномерности развития. 34 Каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде. 4
- Направленность на устранение или сглаживание причин отклонений. 5 Успех коррекционной работы базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. 5
- Изучение ребёнка как целостной системы. 5 При этом учитывается взаимодействие ребёнка с более широкими социальными системами — семьёй, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением. 5
- Определение целей и задач на основе ближайшего прогноза развития ребёнка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. 13