Принцип активности воспитывающей среды заключается в создании условий, при которых люди могут проявить свои способности. 4 Такая среда «провоцирует» человека на развитие и совершенствование имеющихся у него умений и навыков. 4
Некоторые аспекты реализации принципа активности:
- Возможность формирования активности у детей. 2 Ребёнок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и здорового тела. 2
- Создание условий для воссоздания ребёнком «взрослых» форм деятельности. 2 Например, обучение бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до её завершения в виде продукта). 2
- Предоставление возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования. 2 Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. 2
- Учёт двигательной активности. 2 Среда должна давать детям возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. 2 В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо. 2