Практическое применение знаний о переходности и непереходности в русском языке заключается в том, чтобы правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи. 24
Некоторые примеры использования этих знаний:
- Определение категории переходности/непереходности. 1 Например, нужно определить категорию переходности/непереходности в таких глаголах, как «закрепить знания», «верить в силу», «думать о выступлении», «заполнить документы», «нежиться в постели»: 1
- «закрепить (что?) знания» — винительный падеж с отсутствием предлога, переходный глагол; 1
- «верить (во что?) в силу» — винительный падеж с предлогом, непереходный глагол; 1
- «думать (о чём?) о выступлении» — предложный падеж, непереходный глагол; 1
- «заполнить (что?) документы» — винительный падеж с отсутствием предлога, переходный глагол; 1
- «нежиться (в чём?) в постели» — возвратный глагол, предложный падеж, непереходный глагол. 1
- Образование страдательных причастий. 15 Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (обязательное присутствие объекта). 15 Например: «подбить самолёт» — «подбитый врагом самолёт». 1
- Использование глаголов в контексте. 3 Например, «Он поёт песню» (переходный глагол, так как присутствует прямой объект в винительном падеже без предлога), и «Он великолепно поёт» (глагол здесь употребляется в непереходном значении, поскольку в предложении нет прямого объекта). 3