Поддержка уникальности и самоценности детства в современном образовании заключается в ряде принципов, которые отражены, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). 14
Некоторые из них:
- Понимание детства как периода, значимого самого по себе. 13 Важно то, что происходит с ребёнком сейчас, а не то, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. 13
- Индивидуализация образовательного процесса. 3 У каждого ребёнка есть своя траектория развития, которая учитывает его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. 3
- Возрастная адекватность образования. 3 Педагог подбирает содержание и методы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. 3
- Поддержка ведущих видов деятельности. 2 В частности, игры, общения, взаимодействия с предметами, физической активности. 2
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. 3 Предполагает уважение и безусловное принятие личности ребёнка, доброжелательность, внимание к его состоянию, настроению, потребностям, интересам. 3
- Воспитание основ базиса личностной культуры. 4 Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально-оценочного отношения к происходящему. 4
Таким образом, поддержка уникальности и самоценности детства в современном образовании направлена на создание условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода, развитие самоценных для ребёнка видов деятельности, творческого начала и воображения. 45