Педагогическое наследие Льва Толстого в области литературы для детей заключается в следующих положениях:
- Создание собственных учебных книг. 1 Плодом многолетних трудов стала «Азбука» — комплекс учебных материалов из четырёх книг. 1 Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 — на естественнонаучные темы. 1
- Использование материалов из русской истории, народного быта и наблюдений русской природы. 1 Книги насыщены сказками, баснями, былинами, пословицами и поговорками. 1
- Создание научно-популярных произведений для детей. 2 Вместо длинных скучных статей писатель обращается к описаниям, рассуждениям, занимательным историям, живым ответам на детские вопросы «отчего?» и «как?». 2
- Стремление вызвать глубокие переживания ребёнка. 1 Толстой хотел воспитать в нём сопереживание, любовь, интерес и уважение к людям. 1
Каждым своим произведением писатель стремился заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать учиться самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. 1