Педагогический подход Льва Толстого к обучению детей основан на нескольких принципах: 14
- Принцип сознательности и активности. 14 Обучение должно быть многосторонним процессом, а не только воздействием на интеллект ребёнка. 14 Ученики должны активно, сознательно и творчески усваивать знания и навыки, а не механически их запоминать. 14
- Принцип связи обучения с жизнью. 15 Толстой считал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче устанавливать межпредметные связи и повышать учебную мотивацию. 5
- Принцип доступности обучения. 14 Сложный учебный материал нужно подавать в доступной форме. 14 Для этого педагог должен исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести их к обобщениям. 14
- Принцип прочности усвоения знаний. 14 Толстой считал, что важной предпосылкой прочного усвоения знаний является чёткое понимание смысла изучаемого материала и его жизненной значимости. 4
- Принцип природосообразности. 2 Толстой выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. 2 Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями. 2
В основе педагогической концепции Толстого лежит идея свободного обучения и воспитания ребёнка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности. 1