Метод объяснительного чтения Константина Ушинского направлен на более глубокое и осознанное понимание детьми текста. www.teacherjournal.ru
Главный принцип: всё, что прочитано, должно быть понятно учащимся, то есть объяснено. www.maam.ru infourok.ru Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. www.teacherjournal.ru
Некоторые особенности метода:
- Подготовка к восприятию произведения. www.maam.ru В ходе подготовительной беседы объясняется всё непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становится «поэтическим результатом беседы». www.maam.ru
- Использование разных видов вопросов. www.maam.ru Ушинский предлагал задавать детям вопросы двух видов: испытательные, с помощью которых учитель выяснял, поняли ли дети то, о чём читали, и наводящие на правильное понимание прочитанного. www.maam.ru
- Выстраивание вопросов от частных к обобщающим. www.maam.ru Чем ребёнок младше, тем детальнее и мельче могут быть вопросы, а чем старше, тем скорее вопросы должны носить обобщающий характер. www.maam.ru
- Использование разных видов чтения. www.maam.ru Ушинский писал о необходимости двух видов чтения — логического и эстетического. www.maam.ru Логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. www.maam.ru Эстетическое чтение прежде всего нацелено на возбуждение чувств читающего. www.maam.ru
Метод объяснительного чтения отражён в созданных Ушинским учебниках-хрестоматиях «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864). www.maam.ru infourok.ru