Педагогический метод А. С. Макаренко, описанный в «Педагогической поэме», заключается в методе производственного и коллективного воспитания, где два элемента неразрывно связаны. 25
Некоторые аспекты метода:
- Создание детского коллектива. 1 Под коллективом Макаренко понимал объединение людей для достижения общих целей в общем труде. 1 Такой коллектив становился воспитательной средой, школой для личности. 1
- Принцип параллельного педагогического действия. 2 Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. 2 Действовала логика «от коллектива — к личности», а не наоборот. 2
- Организация детского самоуправления. 1 Оно проявлялось в общих собраниях и советах командиров, на которых совместно принимались важные решения, в товарищеских судах над нарушителями правил и в системе ротации командиров отрядов. 2
- Индивидуальный подход. 2 Макаренко учитывал характер и склонности подростков, постоянно искал и находил индивидуальный подход к ним. 2
- Система перспективных линий. 1 Макаренко считал, что коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремиться к определённой цели. 1
- Достижение дисциплины через заинтересованность. 3 Макаренко добивался дисциплины не через угнетение и репрессии, а через пробуждение заинтересованности каждого члена коллектива в общем успехе. 3