Педагогический метод А. С. Макаренко, описанный в «Педагогической поэме», заключается в методе производственного и коллективного воспитания, где два элемента неразрывно связаны. skillbox.ru library.uspu.ru
Некоторые аспекты метода:
- Создание детского коллектива. cyberleninka.ru Под коллективом Макаренко понимал объединение людей для достижения общих целей в общем труде. cyberleninka.ru Такой коллектив становился воспитательной средой, школой для личности. cyberleninka.ru
- Принцип параллельного педагогического действия. skillbox.ru Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. skillbox.ru Действовала логика «от коллектива — к личности», а не наоборот. skillbox.ru
- Организация детского самоуправления. cyberleninka.ru Оно проявлялось в общих собраниях и советах командиров, на которых совместно принимались важные решения, в товарищеских судах над нарушителями правил и в системе ротации командиров отрядов. skillbox.ru
- Индивидуальный подход. skillbox.ru Макаренко учитывал характер и склонности подростков, постоянно искал и находил индивидуальный подход к ним. skillbox.ru
- Система перспективных линий. cyberleninka.ru Макаренко считал, что коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремиться к определённой цели. cyberleninka.ru
- Достижение дисциплины через заинтересованность. brainapps.ru Макаренко добивался дисциплины не через угнетение и репрессии, а через пробуждение заинтересованности каждого члена коллектива в общем успехе. brainapps.ru